КРЕПКИЙ ФУНДАМЕНТ. ВАЖНЫЕ ОБРАЗЦЫ АВАНГАРДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В МОСКВЕ

От дома Наркомфина до дома-коммуны текстильного института

Московская авангардная архитектура — «бренд», хорошо известный во всем мире. Иностранные туристы и любители архитектуры на вопрос «что вам показать в Москве?», чаще всего, не раздумывая, отвечают: «Какого-нибудь конструктивизма». Историк и основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов предлагает всем интересующимся шесть знаковых зданий на выбор.

Дом Мельникова

Кривоарбатский пер., 10

1927−1929, Константин Мельников

Архитектор Константин Мельников в середине 1920-х годов сумел «выбить» для себя участок в центре города — и построил здесь авангардный городской особняк. Во всех своих работах Мельников стремился найти новую, смелую, парадоксальную форму. Дом он задумал в виде двух пересекающихся цилиндров разной высоты. В переднем: кухня, столовая, двусветная гостиная. В дальнем цилиндре: две детские, гардеробная, спальня, двусветная мастерская самого архитектора.

Звучит как роскошь, но денег на стройку не хватало. Для экономии кирпича Мельников придумал особую сетчатую кладку. Фактически, дом имеет кирпичный сетчатый каркас, который частично заполнен глиной, а некоторые его проемы стали необычными шестигранными окнами. Такая конструкция немного напоминает фахверковые дома европейского средневековья. Так традиция и новаторство сочетались в этом камерном шедевре. Сейчас в доме располагается музей Константина Мельникова.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Дом Наркомфина

Новинский б-р, 25

1928−1930, Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис, инженер Сергей Прохоров

Дом Наркомфина — образцовое произведение конструктивизма. Функции разнесены по разным объемам: в пластине — жилье, в кубе — столовая и детский сад. Белоснежный стерильный параллелепипед жилого корпуса парит в воздухе на тонких черных ножках. Одна стена общественного корпуса — полностью прозрачна.

Однако самое важное прячется внутри дома. Моисей Гинзбург в конце 1920-х разработал «жилые ячейки типа F» — двухуровневые экономичные квартиры площадью 36 квадратных метров со всем необходимым оборудованием (прототип современных студий). Из таких ячеек он построил дома в Москве, Екатеринбурге, Саратове. Дом Наркомфина — самый известный из них.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Хлебозавод №5

Ходынская ул., 5

1929–1932, Георгий Марсаков

В 1920-е Москва стремительно росла — и ее нужно было обеспечить хлебом. Проблему вызвался решить инженер Георгий Марсаков. Он придумал новый вид заводов, где тесто двигалось по непрерывному кольцевому конвейеру. Пять таких заводов построили в Москве, еще два — в Ленинграде.

Хлебозавод Марсакова — отличный образец функционального подхода к проектированию. Его цилиндрическая форма является минимально необходимой оболочкой для спиралевидного конвейера. Два пристроенных к цилиндру ризалита заключают в себе лестничные клетки.

Недавно здесь открылся культурный центр «Зотов», призванный популяризировать искусство и архитектуру авангарда.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Дом-коммуна текстильного института

2-й Донской пр-д, 9

1929–1930, Иван Николаев

Важная идея эпохи авангарда: создать нового человека и новое общество с помощью архитектуры. Многие проектировали дома-коммуны — Иван Николаев один из немногих, кому удалось такой дом построить.

В жилой пластине на ножках располагались более 1000 ячеек с двумя кроватями и раздвижными дверями, выходящими в очень длинный центральный коридор. С утра студенты отправлялись в центральный, санитарный корпус, чтобы привести себя в порядок и переодеться в дневную одежду. После чего они могли отправиться на учебы — или проводить время в общественном корпусе, где располагались библиотека, индивидуальные кабинки для занятий, клуб и столовая.

Таким образом, Коммуну текстильного института можно считать памятником не только архитектуры, но и своеобразной идеологии 1920-х.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Дом спортивного общества «Динамо»

ул. Большая Лубянка, 12/1

1928–1930, Иван Фомин, Аркадий Лангман

Неоклассик Иван Фомин в 1920-е годы разрабатывал свой стиль, который он назвал «пролетарская классика». Его идея состояла в том, чтобы освободить ордер от всего лишнего, вроде капителей и баз колонн, профилей и наличников, и оставить только суть — соотношение несущих и несомых частей, колонну как идею опоры.

Дом, построенный для спортивного общества НКВД, был типичным многофункциональным комплексом эпохи: в нем сочетались жилье, офисы, спортивный магазин, универмаг и клуб. Композиция его благодаря этому получилась вполне авангардной: на Большую и Малую Лубянку выходят совершенно разные фасады, разделенные ассиметрично поставленной башней.

Но главный ракурс — с угла Большой Лубянки и Фуркасовского переулка — поражает классической мощью и монументальностью: снизу доверху он перерезан огромными минималистичными полуколоннами, на которые «опирается» этаж с круглыми окнами.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Дом Центросоюза

Мясницкая ул., 39

1928–1937, Ле Корбюзье, при участии Пьера Жаннере и Николая Колли

В международном конкурсе на офис Центросоюза победил швейцарец Ле Корбюзье, уже ставший к тому времени архитектурной звездой. Центросоюз — воплощение «Пяти принципов современной архитектуры», сформулированных Корбю: дом на ножках, свободный фасад, ленточное остекление, свободная планировка, плоская крыша.

Затянувшаяся стройка сделала дом Центросоюза символом истории авангарда. Если опубликованный в 1928 году проект вызвал большой энтузиазм, то уже в 1936-м в газете «Правда» вышла статья с характерным названием «Какофония в архитектуре», в которой дом упоминается как один из примеров этой самой какофонии. К этому времени авангард уступил место сталинскому неоклассицизму.

41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00
41.18′32
47.28′00

Карта региона